Смирнов Виталий Александрович
Назад к списку

Услуги экспедирования грузов. Кто такой экспедитор. Разбираемся в понятиях

На самом деле это очень актуальный вопрос. Услуги экспедирования на газели и другом малотоннажном транспорте представляет особый интерес ракурсе такого распространенного мнения, что если водитель "подписал" бумагу — значит он "экспедитор", в противном случае - он ни за что не отвечает, и ему глубоко наплевать и на груз и на заказчика. Это ошибочное мнение. Предлагаю основательно разобраться в понятиях.


Согласно единому квалификационному справочнику, экспедитор обязан принимать грузы со складов и мест хранения, в полном соответствии с товарно-сопроводительной документацией, packing list, согласно заявленной номенклатуры. При этом он проверяет целостность упаковки, контролирует погрузо-разгрузочные работы, размещение груза. Также экспедитор сопровождает груз в пути, обеспечивая его сохранность. По окончании транспортировки, экспедитор сдает груз грузополучателю вместе со всей товарно-сопроводительной документацией, при необходимости участвует в составлении коммерческих актов. Должностная инструкция экспедитора — скачать pdf.

Для грамотного выполнения своих обязанностей, экспедитор должен знать:

1. Порядок приема и сдачи грузов.

2. Организацию погрузо-разгрузочных работ.

3. Условия перевозки и хранения товарно-материальных ценностей.

4. Формы документов и правила их оформления.

5. Правила и нормы охраны труда.

6. Правила перевозки грузов.

7. Устав автомобильного транспорта.

8. Главы 40 «Перевозка» и 41 «Транспортная экспедиции» ГК РФ.


В современных реалиях, услуги экспедирования, в основном, либо совмещается с должностью водителя, при этом ему вменяются также обязанности по грамотному управлению ТС, поддержанию его в надлежащем техническом состоянии и многие другие функции водителя, либо с должностью логиста. В последнем случае логист-экспедитор выбирает маршрут, перевозчика, погран-переход, места таможенной очистки, занимается документальным оформлением - полностью организовывает транспортный процесс, осуществляет его контроль на каждом этапе. На таком уровне деятельность осуществляют крупные игроки, международные транспортно-логистические компании.

Тематикой данного сайта www.20-66-744.ru являются малотоннажные перевозки по Екатеринбургу и области, соответственно, услуги экспедирования будут рассмотрены в рамках грузоперевозок на газели, трех- и пятитонниках.

В случае, когда индивидуальный предприниматель, либо другое юридическое лицо, выполняет по транспортному заказу услуги по доставке грузов, экспедирование должно быть прописано в соответствующих документах при заключении гражданских отношений.

Следует учесть, что, если раньше существовала отдельная должность "Экспедитор", который непосредственно садился в кабину к водителю, и полностью отвечал за груз, то в современных реалиях, фактически, эти функции переложены на плечи перевозчика. Так в главе 34 Устава Автомобильного Транспорта прописано, что он («Перевозчик») несет материальную ответственность с момента принятия груза к перевозке до момента его сдачи грузополучателю, уполномоченному лицу, если не докажет, что утрата или порча груза произошли в следствии обстоятельств, которые он не мог предотвратить. Также перевозчик обязан возместить ущерб на сумму стоимости утраченного груза или на сумму, на которую его стоимость понизилась. Перевозчик обязан участвовать в составлении коммерческих актов, иными словами, он оказывает услуги экспедирования.

В Уставе Автомобильного Транспорта также прописано (статья 11, п. 8), что Грузоотправитель осуществляет погрузку транспортного средства и крепление груза в кузове (Приложение к Постановлению № 272, «Об утверждении правил перевозки грузов автомобильным транспортом», п. 4). Перевозчик при этом осуществляет контроль погрузки (статья 11, п. 11). По окончании, грузоотправитель оформляет транспортные документы, расписываясь в которых, Перевозчик принимает груз к перевозке и подтверждает, что согласен с правильностью произведенной погрузкой и отсутствием претензий к качеству проведенных грузоотправителем работ. С момента подписания документов, перевозчик несет полную материальную ответственность перед грузовладельцем.

Согласно определению нормативных документов, "Перевозчик" - это юридическое лицо, по договору перевозки, принявшее на себя обязанность доставить вверенный ему груз в пункт назначения и вручить его грузополучателю. Это может быть как крупная компания, так и мелкий предприниматель. Заковырка в том, что чем предприниматель "мельче" - тем больше он совмещает в себе роли водителя и экспедитора. На уровне индивидуального предпринимателя, осуществляющего транспортные услуги на газели, экспедитор и водитель является одним и тем же лицом, неразрывно выполняющем обе функции.

Кроме того, в правилах дорожного движения (п. 2.1.1), написано, что водитель должен предоставить инспектору документы на перевозимый груз, в которых, при правильном оформлении, помимо веса, количества мест, названия, реквизитов ставится подпись водителя в принятии груза к перевозке. И водитель обязан ее подписать, в противном случае, грузоотправитель должен выгрузить груз из автомобиля, что фактически означает начало наступления ответственности перевозчика за неподачу транспортного средства к погрузке!

В этом есть определенная логика, так как водитель, обязан при погрузке проконтролировать, что груз не перекрывает зеркала, не выступает свыше положенного за габаритные точки автомобиля, и не создает опасности при транспортировке. В конце-концов, при ДТП (к примеру, падение груза из кузова автомобиля), вся ответственность будет лежать на водителе, но никак не на менеджере, который заключил договор на перевозку данного груза! 

Также, с момента подписания ТТН, транспортно-экспедиционная компания (индивидуальный предприниматель) несет полную материальную ответственность за груз, если в договоре не прописано иное. В случае, если транспортная компания имеет определенный штат водителей, работающих на основании трудовых договоров, материальная ответственность взыскивается с них на общих условиях, согласно ст 138 ТК РФ. Напомню, что согласно данной статьи, при наступлении материальной ответственности, с водителя можно удержать сумму не превышающую размер его месячной зарплаты, и то не более 20% от суммы удержания. Суммы свыше среднемесячной зарплаты удерживаются работодателем только через суд. 

Таким образом, организационная структура транспортной компании выглядит как на рис. 1. 

Структура ТЭК, рис. 1.

В результате анализа, приходим к выводу, что фактически, в современных реалиях на практике многие функции экспедитора выполняются непосредственно водителем, который должен иметь соответствующие знания, опыт и профессионализм. Можно утверждать, что водитель является одновременно и водителем, и экспедитором. Услуги экспедирования со стороны организации фактически сводится к организации перевозки как таковой, когда заказчик передает необходимые данные и права ТЭК, а она уже в свою очередь берет на свои плечи организацию всего транспортного процесса в целом: прорабатывает маршрут движения, определяет тип и размер ТС, посты таможенной очистки товара и т.д. Но в любом случае, экспедирование - это такая услуга, которая оказывается глобально. Менеджер вместе с логистом продумывают маршрут и схему доставки, осуществляют организационную деятельность. Водитель, он же "Ноги", в крупных компаниях занимается помимо управления автомобилем еще документальным оформлением, контролем на месте. Также он осуществляет прием, сдачу груза, следит за его сохранностью.

Услуги экспедирования в секторе частных перевозок, конечно, не имеют такого глобального масштаба, тем не менее, являются их неотъемлемой частью. Многие осуществляют сборную доставку грузов, или получает их в транспортных компаниях. Иные развозят продукты по торговым точкам. В любом случае водитель является экспедитором, хочет он того или нет. Фактически, транспортных услуг без экспедирования не существует, и грамотный перевозчик всегда совмещает в себе специальности и водителя и экспедитора.

Советуем посмотреть.