Смирнов Виталий Александрович
Назад к списку

Газель Бизнес. Сейчас это — не бизнес

Автомобили семейства “Газель” — легенда российского автопрома. В свое время именно эти пионеры вытаскивали экономику и весь микробизнес, кормили семьи и были необходимыми для каждого частника. Сейчас ситуация кардинально поменялась, и не в лучшую сторону. 


Давайте скажем прямо, в середине 90х, когда газель начали производить, экономическая ситуация в стране была просто катастрофической. Коррупция, рэкет, массовый уход от налогов. В таких агрессивных условия бизнес строился, и недорогой грузовичок оказался очень кстати. Неприхотливый, выносливый, ремонтопригодный, он, можно сказать, своим кузовом и слабым 402-м мотором тащил практически весь частный бизнес. При этом, его цена быстро росла. В середине 1999 года "Газель" можно было купить за 78 000 руб., а в 2004 году стоимость составляла уже более 200 000 рублей (!)

https://cenamashin.ru/cena/gaz/3302/2011/moskva 

 Также необходимо осознание того, что и мышление человека в нулевые годы серьезно отличалось от современного. В наше время выходит на первое место финансовая прибыль, раньше можно было за мешок картошки получить ту или иную транспортную услугу. Далеко не всегда принималась оплата только деньгами. Иной раз это было топливо, запчасти, просто "по-дружбе" или за пару чекушек. 

 Для того чтобы оценить финансовую рентабельность приобретения газели бизнес, использовались данные из единственного актуального источника информации — публикаций журнала "За рулем" за 1999 год. Для подтверждения моих слов в тексте будут вставлены картинки со ссылками на ту или иную публикацию. Кроме того, в расчетах будут присутствовать цены запчасти на автомобили семейства ВАЗ. Полагаю, ценовые отличия достаточно незначительны. 

В расчет будут приняты следующие данные:

  1. Амортизация. 
  2. Топливо. 
  3. Расходники. 
  4. Частичный сервисный ремонт. 
  5. Надбавка на обновление парка, то есть дальнейшее развитие бизнеса. 

Что не принято в расчеты: 

  1. Услуги связи - за отсутствием таковых в принципе. Давайте будем объективны в нулевых, когда операторами были "Джинс", МТС, Мегафон и некоторые другие, мобильная связь была роскошью. Поминутная тарификация в у.е. и долларах за минуту разговора, никаких безлимитов. Пейджеры и стационарные телефоны - вот и вся связь.
  2. Услуги парковки.
  3. Услуги мойки автомобиля. 
  4. Налоги. Давайте быть объективными, ФНС не обладала теми ресурсами и возможностями, что у нее есть сейчас, а значит особо никто и не заморачивался оплатой налогов. С учетом того что сейчас 95% осуществляют работы "в черную", глупо думать иначе. 

Амортизация 

 https://www.zr.ru/archive/zr/1999/07/tsieny-za-ruliem 

С учетом стоимости транспорта, месячная сумма на амортизацию составляла 1 300 рублей или 15 600 в год. Для сравнения, на начало года, при стоимости стандартной газели бизнес в базовой комплектации с двигателем EvoTech 1 100 500 руб., за те же 5 лет, на амортизацию придется отчислять 220 100 руб. в год. Разница более чем в 14 раз! Данный параметр можно отнести к тому, насколько был доступен вход в бизнес тогда. Нельзя отрицать практически полного отсутствия кредитования. Это сейчас ипотеку на 30 лет одобряют каждому 50 летнему гражданину, в те времена получить кредит на покупку кассетного видеоплейера под жгучие проценты было чудом.


Топливо

https://www.zr.ru/content/articles/925003-na-chto-i-skolko-my-tratili-v-90-e/ 

https://rosinfostat.ru/tseny-na-benzin/#i-2 

Стоимость 92 бензина принимаем равной по фото. Стоимость в 2020 году взята по данным Росстата и составляет в среднем 44,6 р/л. Если условно исходить из одинаковых пробегов, то за сутки затраты на топливо у газели сейчас составляют на 200 км пробега составляет 1784 рубля, а в 1999 году - 275 рубля. Опять же разница в 6,5 раз. 

Техническое содержание транспорта

https://www.zr.ru/archive/zr/1999/06/bol-shoi-tiest 


https://www.zr.ru/archive/zr/1999/09/glazami-vladiel-tsa


Вот средние цены на расходники и запчасти, которые удалось получить пролистав 12 журналов за 1999 год. Цены, честно говоря, не только на газель, многие ВАЗовские, но не думаю, что они сильно отличались: 

Моторное масло 30 р/л. 

 Тормозные диски 230 руб/шт. 

 Масляный фильтр 15 руб. 

 Воздушный фильтр 55 руб. 

 Лампочки габаритные 15 руб. 

 Тормозная жидкость 20 руб. 

 Тосол 10 руб. 

 Крышка распределителя 30 руб. 

 Тормозные шланги 25 – 28 рублей. 

 Комплект предохранителей 10 –30 руб.

 Лампа головного света 25-30 руб. 

 Мотор-редуктор стеклоочистителя 130 руб. 

 Ремень генератора 60 руб.Регулятор напряжения 200 руб.

Маслосъёмные колпачки — от 2 до руб. до 95 за шт.

Шины зимние десятошные (не думаю, что цена значительно отличалась от газелевских) от 500 до 1400 руб.

Рабочие тормозные цилиндры от 30 до 190 руб. 

Головка блока, гильза, поршень, и прокладки - 4400 руб. 

Ролики стеклоподъёмника 190 руб. за пару. 

Амортизаторы СААЗ (Россия) - 600 руб. 

Стартер 670 руб. 


Несложные арифметические действия показывают, что в среднем, за месяц, при 200 км в сутки отчисления составляли: 
ТО: 615,34 руб./мес.Фильтра: 51,3 руб./мес. 
Масло: 109,5Шины: 475,2 руб/мес. 
Внеплановый ремонт: 3765,14 руб/мес. 
Для сравнения, сейчас месячные отчисления в текущих реалиях на поддержание технического состояния газели бизнес составляют в среднем за ТО у дилера 6160 целковых. Фильтра на современный двигатель EvoTech – 770 руб., масло - 528 руб., шины - 1115,11 руб., внеплановый ремонт - 7700 руб. Таким образом, техническое содержание транспорта выросло почти в три раза. 

 Обновление парка 

При покупке транспорта в 1999 году, необходимость объективного обновления возникнет в 2004-2006 годах. Если учесть, что в 2005 году новая газель стоила 230 000 руб., то продажная стоимость, то есть удешевление техники составляла 110 000 руб., а значит за 6 лет наценка на дальнейшее развитие должна была составлять 120 000 или 1 700 руб/мес. Сейчас эта сумма составляет более 21 тысячи рублей. 

Итоги 

Давайте подсчитаем общую эффективность ведения бизнеса на газели. При учете нынешней стоимости закрытой тентованной газели - 500 руб. за час с минимальной оплатой в два часа — за месяц автомобиль условно принесет чистый убыток в размере 15750 рубля в месяц. В 99-ом году, когда найм транспорта стоил 120 рублей, с минимальным заказом также в два часа газель приносила доход в размере 23850 рублей/мес. То есть при возрастании стоимости услуг в 4,16 раза, общая доходность от ведения хозяйственной деятельности отсутствует полностью. Это при условии суточного пробега в 200 км и обслуживании у дилера. 

 К сожалению, неутешительные выводы подтверждаются текущей реальностью — работа на газели "Бизнес" - это не бизнес, это просто хобби, которое периодически, при грамотном подходе и логистике, приносит некоторую финансовую пользу. И чтобы выйти на положительную динамику необходимо либо многократное сокращение затрат, либо выполнение большого количества заявок по минимальной ставке, например, 7 заявок за 10 часов вкупе принесут от 7-8 тыс. руб.