Желание уменьшить свои затраты присуще всем, кто занимается какой-либо хозяйственной деятельностью. Коммерческие перевозки в этом вопросе не исключение, особенно с учетом того что стоимость бензина на момент написания статьи составляет 45.6 рубля, а стоимость газа составляет 22.9р, а это 49,8% экономии. Если вспомнить, что топливные затраты составляют 30% от общих затрат автотранспорта, то цифра весьма впечатляющая.
Не удивительно, что все кинулись в свое время устанавливать газовое оборудование на газели, да и сейчас эта опция пользуется очень большой популярностью. Однако настолько ли все радужно и вообще, какова окупаемость?
Стоимость ГБО при заказе у дилера составляет 60 000 рублей, а при установке в сторонних организациях - 41500 рублей. При этом, включена установка сенсора уровня газа и вариатора изменения угла опережения зажигания. Поскольку люди, в большинстве своем, все-таки здравые, никто не будет покупать заводское оборудование, дешевле автомобиль переоборудовать после покупки.
Конструктивные отличия двигателя с ГБО от бензинового
Двигатель газели с ГБО имеет весьма существенные конструктивные отличия.
- Это несколько более сложная система: требуется установка самого баллона, фильтров, редуктора, дополнительные форсунки.
- Октановое число газа составляет 105 единиц, против 92 у бензина.
- Отсутствует топливный насос, что положительно сказывается на надежности, да и в целом, ГБО весьма неприхотливо в работе, простое в обслуживании.
- В плане экологичности двигатель с ГБО на порядок лучше бензинового.
- Газ не разжижает моторное масло, а его более качественная смешиваемость с воздухом приводит к более мягкой работе двигателя
- При сгорании газа не образуется нагара, кроме того, он горит медленнее бензина, а значит отсутствуют ударные нагрузки на поршневую группу, что тоже положительно сказывается на ресурсе двигателя.
Внешне кажется, что установка ГБО на газель несет только одни сплошные плюсы для автовладельца. На самом деле, это далеко не так. И дело даже не в снижении мощности, которое по факту то и не сказать что заметное. Весь корень зла кроется в октановом числе и скорости сгорания. Так как скорость горения газа несколько медленнее, последняя стадия сгорания стахеометрической газовой смеси происходит при открытых клапанах, когда температура достигает 2300-2600К. Как результат — возрастает нагрузка на клапана и свечи.
На практике это выливается в затраты на дополнительные сервисные работы: приходится производить регулировку клапанов каждые 10000 км против 30000 без ГБО. Обратите внимание — старые свечи будут с красным нагаром. Также с учетом низкого качества газа — замена газового фильтра каждые 5000 км. Стоит он не дорого, тем не менее определенные затраты возникнут. Незабываем что регулировка клапанов требует замены прокладки под клапанной крышкой. Кроме того, на газу возрастает средний расход. На практике, при движении в городских условиях, на двигателях EvoTech 2.7 он увеличивается с 18 до 25 л/100 км.
Итак, производим расчеты у бензинового двигателя в пересчете на 1 км.
Топливо: 18/100*45,6=8,208 р.
Регулировка клапанов с заменой уплотнительной прокладки, а также замена свечей: (1035+450)/10000=0,049 р.
На двигателе с ГБО:
Топливо: 25/100*22,9=5,725 р.
Регулировка клапанов с заменой уплотнительной прокладки, а также замена свечей: (1035+450)/10000=0,148 р.
Замена фильтра топливного: 400/5000=0,08 р.
Итоговая экономия на газели с установленным ГБО составляет 2,322 р/1 км. С учетом стоимости, ГБО окупится через 17 872,5 км, а если кто-то купит автомобиль с предустановленным оборудованием в автосалоне - 25 839,79 км. Эти показатели чисто теоретические и условные, так как за этот пробег, скорее всего, двигатель тем или иным образом потребует ремонта, кроме того, соотношение стоимости топлив может изменяться.
В то же время критическая точка цены газа, при которой нет разницы чем заправлять автомобиль, является 32,16 р/л.
А кто-нибудь производил расчет окупаемости спойлера на кабине газель? Напишите в комментарии.