Смирнов Виталий Александрович
Назад к списку

Грузоперевозки и глобальный кризис 2020 года

Многие специалисты утверждают, что для развития малого и среднего бизнеса сейчас не самое удачное время. В стране катастрофические финансовые трудности. Многие были вынуждены свернуть свои проекты. Кризис 2020 года коснулся практически всех отраслей. Не прошел он мимо и рынка грузоперевозок.


Сфера транспортных услуг сама по реагирует на внешние изменения с некоторой задержкой. Это связано с экономическими особенностями данной отрасли. Если падение, скажем, мировой валюты достаточно резко и быстро отзывается на сырьевых доходах, или на сферах производства, связанных с большой номенклатурой импортной продукции, то грузоперевозки реагируют на это через несколько недель. Во-первых, существует запас на складах, а значит спрос на транспорт не падает, во-вторых, в транспортных услугах нуждаются все сферы экономики, не только какая-то одна отрасль. Необходимо обслуживать население, магазины.

Однако, экономический кризис весной 2020 года заставляет пессимистично смотреть в будущее и не ждать хорошего. На грузоперевозки влияет различные экономические факторы. Помимо падения цен на нефть, общей пандемии из-за коронавируса в мире, которое привело к резкому падению мирового производства. Россия страна с большим экспортным потенциалом и высокой импортозависимостью – все это отрицательно сказалось. Фактически, прекращение производства компонентов за рубежом, вкупе с закрытием границ, уже ставит вопрос о выживаемости целых секторов экономики.

Последним добивающим экономику страны фактором в 2020 году стал режим самоизоляции. Решение Правительства страны логически обосновано, двух зол приходится выбирать меньшее. Если в мире началась пандемия коронавируса, то чтобы спасти себя и хоть какую-то часть экономики, приходится идти на жертвы. Однако, сектор грузоперевозок как раз и попадает под пресс.

В данном случае, если промышленность встает, не зависимо от размера запасов на складах, грузоперевозки тоже останавливаются. Это простая причинно-следственная связь, вызывающая серьезные проблемы сектора транспортных услуг.У предприятий в любом секторе экономики существуют свои обязательства: перед кредиторами, арендодателями, партнерами. В таких условиях остановка деятельности грозит миллионными убытками и не факт, что после получится запустить все с нуля. Придется искать новые каналы сбыта, поставки сырья и комплектующих. Это требует времени. Времени, которое кредиторы навряд ли дадут.

Да, от государства есть налоговые послабления, но в условиях экономического кризиса бизнесу сейчас нужны не обещания отмены проверок контролирующих инстанций. Бизнесу нужны отсрочки платежей, облегченные каналы сбыта и поставок, живые деньги. А у нас НДС как был, так и остается. Зарплатные фонды, как составляли почти 40% от оклада сотрудников, так и составляют. И эти затраты остаются. К чему это приведет? Экономические законы в 2020 году никто не отменял. Инфляция как есть, так и будет.

Согласно отчетам Росстата цены, на топливо неуклонно растут вверх. А транспортный сектор не может существовать без топлива, для оказания транспортных услуг сперва необходимо заправить автомобиль. В условия экономического кризиса, когда, предположительно, к середине второго квартала 2020 года деньги у населения начнут заканчиваться, может начать наблюдаться обратная тенденция. Если это случится – можно считатьпризнаком экономической агонии во всей стране. 

В целом, тенденция выглядит как на графике ниже.

Точно также, начнут подниматься цены на импортные запчасти, а у нас по статистике, отечественный автопарк составляет порядка 39%, по данным «Автостата». Ресурс грузовых иномарок достаточно высокий, однако, поломка компонентов, электронных датчиков фактически сразу останавливает эксплуатацию автомобиля. С некоторой долей вероятности, можно сказать, если промышленность не восстановится после экономического кризиса в течение трех-четырех месяцев, то транспортные услуги сможет оказывать только отечественный грузовой автопром.

Что ждать в перспективе?

Сейчас, весной 2020 года, на лицо глобальная экономическая депрессия, результатами которой станут закрытие целых секторов и отраслей. Предприятия, которые задействованы в обеспечивающих областях, имеют перспективу выживания, у остальных – сфера строительства, обслуживания, туризм, ресторанный бизнес - поводов для оптимизма мало.

С учетом того, что 99% грузовой техники бралось в кредит, лизинг, то нынешний экономический кризис 2020 года, фактически, проведет большую чистку в транспортном секторе. С одной стороны, это может привести к повышению цен, с другой стороны, скорее всего, этого не произойдет. Многие перевозчики уже сейчас сидят без работы, чтобы хоть как-то свести концы с концами, начнут хвататься за любую, даже убыточную ставку, Тем самым добивая свой бизнес.