Смирнов Виталий Александрович
Назад к списку

Мошенничество в грузоперевозках

Всем приходится прибегать к услугам транспортных компаний и различных перевозчиков. Далеко не все чисты на руку, многие пользуются различными махинациями и уловками, чтобы увеличить стоимость транспортных услуг, избежать ответственности или просто получить от заказчика деньги и дальше исчезнуть. С другой стороны, многие заказчики не прочь нагреть руку на нерадивых "частниках". Как избежать обмана и какие схемы мошенничества используются — будем разбираться.


Застрял в пробке

Это самый распространенный вариант мошенничества ушлым частниками-нелегалами. Схема крайне простая: в крупных городах все машины работают с почасовым тарифом оплаты труда. Клиент может обратиться куда угодно: на рекламные площадки объявлений, транспортные компании, знакомым - у всех оплата почасовая. Соответственно, после заказа, водитель получает груз - и пропадает на несколько часов. Он будет отвечать на телефон, "вешать лапшу", говоря что стоит на таком-то проспекте в большой пробке. Либо на загрузке кран сломался, не работает 1С у оператора и не выдают транспортные документы, большая очередь — объяснения могут быть абсолютно любыми, итог один — заказчику придется оплатить работу по полному счетчику, а сумма денег набежит большая.

Как противостоять мошенничеству — лучший способ обращаться к надежному перевозчику. Нужно почитать отзывы в интернете. Потребовать от перевозчика предоставить GPS данные — данная опция есть в обычном WhatsApp. Не стесняться позвонить на предприятие и уточнить, когда автомобиль будет загружен. Лучше всего, конечно, присутствовать самостоятельно и контролировать лично. Или обратиться к нам.

Неоплата транспортных услуг

Классических вариант мошенничества, когда доставка выполнена, а потом выясняется, что денег нет или договаривались на другую сумму (заказчик не правильно понял, что оплата почасовая). В данном случае, если транспортные услуги были оказаны частником-нелегалом, у него нет шансов получить назад свои кровно заработанные. В суд он не пойдет, документов у него нет.

Противодействие мошенничеству — вести легальный бизнес, с полным оформлением всей необходимой сопроводительной и бухгалтерской документации. Заказчик не сможет отвертеться, при наличии договора об оказании транспортных услуг, подписанного акта выполненных работ и наличии у перевозчика оригинала товарно-транспортной накладной с указаниями времени прибытия и убытия. Также нелишним будет проверять заказчиков по отзывам, например, на сервисах АТИ. Номер телефона легко пробить через NumBuster. Саму организацию — через интернет-сервисы. Сейчас вся бухгалтерская отчетность, суды, штрафы доступны в открытых источниках, достаточно просто знать ИНН организации.

Порча груза при перевозке

Сложно назвать это мошенничеством, скорее это глупость и ротозейство. К сожалению, груз, случается, портится при перевозке. Потом возникает конфликтная ситуация, кто-то должен оплатить стоимость уценки, либо полную стоимость утерянного груза. Если заказчик обратился к нелегалу-частнику, он может смело проститься с утерянным грузом или самостоятельно оплатить стоимость уценки. Почему? - Спросите вы. Потому что перевозчик — нелегал. Он "Никто" и звать его "Никак". Что ему предъявить? Можно не заплатить за перевозку, а если стоимость груза в разы больше провозной платы? Что делать в таком случае? Подавать в суд? А основание? Договора нет, подпись водителя юридической нагрузки не несет.

Выход один — обращаться к квалифицированным специалистам. Наши водители предоставят все необходимые документы, помогут оформить товарно-сопроводительную документацию, установят на ворота пломбы типа "Дракон", которые невозможно снять без внешнего повреждения, и повешают амбарный замок сверху. Груз будет надежно закреплен грузовыми ремнями, все хрупкое имущество, например, при переезде, надежно укрыто пузырьковой пленкой. Наличие оформленного ИП гарантирует юридическую силу всех подписей и печатей, а в договоре можно прописать тот уровень ответственности, который необходим.

Топливо закончилось...

Схем мошенничества и обмана водителей стара как мир, и теряет свои корни в местах не столь, как говорится, отдаленных. Суть ее крайне проста: звонит клиент и заказывает автомобиль, соглашаясь на любую цену. Задача: перевезти груз из точки "А" в точку "Б". Потом схем развивается примерным образом — водителю дают контакт другого водителя, который уже едет(грузится) от этого заказчика, мол он расскажет схему проезда и так далее. Тот парень тоже "в деле", про заказчика говорит, что он хороший, щедрый, денег платит наперед, но вот проблема случилась — топливо закончилось (заканчивается). И прямо сейчас есть возможность купить с рук соляры по 25 рублей, нужно скинуть денег на карту. Ситуация и обстановка могут меняться — итог один, водителя просят скинуть денег на карту. Потом, понятное дело, ни денег, ни заказчика.

Как бороться с этим мошенничеством — проверять телефоны клиентов на их присутствие в "черном списке". Также стоит поддерживать контакты с другими перевозчиками, и пользоваться соответствующими программами.

Недогруз

Данный пункт можно отнести не к категории мошенничества, а скорее, к категории безграмотности перевозчика. И особенно часто подобные ситуации складываются при осуществлении сборных грузоперевозок, реже — при обычной доставке.

Суть ее в то что перевозчик подписывая транспортные накладные, принимает на себя обязательства по доставке груза именно той номенклатуре и в том количестве, которое указано в накладных. Для этого требуется контролировать погрузо-разгрузочные работы, и сверять количество, ассортимент фактического груза в кузове с заявленным к перевозке. А также следить, чтобы на выгрузке не выгрузили чужой груз.

Если перевозчик ленится выполнять свои обязательства, ему могут, например, недогрузить по общему количеству. В итоге у него недостача, а грузополучатель составляет коммерческий акт. Дальше уже возможны два варианта: если перевозчик официальный — он попадает на приличную сумму денег, если это нелегал — заказчик попадает на эту же сумму денег.

Как этого избежать? Пользоваться услугами проверенных, надежных профессиональных перевозчиков. Например, наши водители не стесняются попросить упаковочный лист при погрузке, и самостоятельно сверить принимаемый груз.

Предоплата

В наше время мошенничество данного вида достаточно редкое явление, но, периодически, подобное случается. Схема следующая — заказчику требуется транспорт для перевозки груза. Он его находит, заказывает. В процессе торгов речь заходит о предоплате услуги. В итоге, ни машины, ни денег.

Как с этим бороться? На грузоперевозках с коротким плечом смысла нет просить предоплату. По крайней мере, если заказчик — платежеспособный и не числится в черных списках. Если перевозка междугородная и на большое плечо — предоплата возможна, но тоже в разумных пределах.

Кроме того, не стоит пользоваться транспортными услугами нелегалов — вы не знаете этих людей. Особенно, если необходимо заказать перевозку в другом городе. Привлекаете транспортную компанию? Проведите ее внешний аудит, хотя бы по доступным источникам в интернете. Если она создана месяц назад, и о ней нет абсолютно никакой информации — не стоит пользоваться ее услугами.

А с какими ситуациями сталкивались Вы? Напишите в отзывах.