Смирнов Виталий Александрович
Назад к списку

Самозанятость для работы на своей газели. Насколько актуально и востребовано

Услуги газели являются одними из самых востребованных в наше время - этот транспорт обеспечивает жизнедеятельность всех торговых точек и фирм. Цены на услуги газели достаточно низкие и вина в этом лежит на самих перевозчиках. Их безграмотность и низкая квалификация наносят большой вред малотоннажным перевозкам. Как результат - бизнес балансирует на грани: нулевая прибыль - убыточность.


Оказывать официальные услуги с предоставлением отчетных документов могут ИП (ООО-шки и другие юр лица) а также самозанятые. Дядя Вася, без ИП, у которого в собственности старая шушайка, считается лицом, занимающимся незаконной предпринимательской деятельностью, за что ему светит административная статья. Грузоотправителям также не выгодно с ним сотрудничать, так как он:

  1. Не несет ответственности и взыскать с него нечего.
  2. Не может предоставить отчетных документов, а наличка на предприятиях либо отсутствует, либо “черная”.

В текущих реалиях, оказывая услуги на газели, есть смысл рассматривать только три налоговых режима: ИП на “Доходах”, ИП на патенте и НПД. Так как про “Доходы” достаточно много написано, да и сам режим актуален при достаточно большой клиентской базе, больших и постоянных заказах, то касаться его не будем. Патентная система переживает серьёзное реформирование и что из себя будет представлять в итоге, на данный момент не совсем понятно. Темой данной статьи является именно применение НПД для оказания услуг на газели. Налог на профессиональную деятельность - относительно новый режим, в нем есть определенные как плюсы, так и, как будет видно далее, много минусов.

Самый главный плюс - это отсутствие необходимости уплаты налога при отсутствии финансовых поступлений. Также к большим плюсам можно отнести возможность работать с частными лицами, и выдавать им официальные чеки без применения ККТ. Также можно на законных основаниях сотрудничать с юридическими лицами. Последним плюсом обозначим отсутствие отчетности и прочей бумажной волокиты. На этом плюсы, собственно, и заканчиваются.

Теперь из серьезных минусов:

  1. Чрезвычайно высокая налоговая ставка. Сотрудничая с юрлицами, самозанятый платит точно такой же налог, что и обычный ИПэшник. Система сама по себе несправедливая, с учетом связанных рук при применении НПД, полной вольготности на ИП.
  2. Отсутствие страховых платежей, а значит никаких социальных обеспечений в будущем. Собственно, это фактически говорит, что самозанятые для государства - это корова, которую нужно сейчас доить, а позже выкинуть.

Так как НПД - режим достаточно новый, многие формальности не прописаны ни в одном юридическом документе, судебная практика так же отсутствует. Как результат, необходимо быть готовым к возникновению определенных трудностей и возможных конфликтных ситуаций с различными проверяющими и контролирующими структурами.

Индивидуальный предприниматель отвечает за вверенный ему груз всем своим имуществом, а обычный “частник” - вообще не несет никакой ответственности. А к какой категории отнести самозанятого? По логике вещей - к категории индивидуальных предпринимателей, но явно это не прописано, комментариев тоже нет. Также отсутствует судебная практика.

Нет абсолютно никаких пояснений касательно административно ответственности самозанятых. В Административном кодексе есть четкое разделение: юридические лица и приравненные к ним ИП, а также обычные граждане. Термин “самозанятый” абсолютно не фигурирует, что также вызывает определенные вопросы, и решать их придется в судебном порядке.

Нет четких пониманий работы самозанятых с путевыми листами. В Уставе Автомобильного Транспорта сказано: “Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.” (ст.6, п.2), между тем нигде нет указаний выдавать путевой лист самозанятому, как и штрафа за его отсутствие.

Устав автомобильного транспорта - один из основных документов в транспортном хозяйстве. Он регулирует отношения между заказчиком и перевозчиком. Так вот в этом документе нет такого термина, как “самозанятый”.

Наличие таких дыр в нормативных документах создают определенную неоднозначность. С одной стороны, данный режим предоставляет некоторые плюсы. С другой стороны, грозит проблемами и не позволит заниматься существенной деятельностью, ограничиваясь только минимальными объемами работ. Это достаточно новый законопроект, а, значит, его фактическое воплощение в реалии произойдет лет через пять.