Не секрет, что с 1 января 2021 года вмененный налог будет отменен. Этот момент назревал давно, на фоне борьбы государства с теневым бизнесом, вполне ожидаемое решение. ЕНВД изначально принимался как инструмент для "обеливания" предпринимательской деятельности. Сейчас же, при постепенном вводе маркировки товаров, и повсеместном контроле финансовых поступлений налоговиками через кассовые аппараты, отмена режима вполне предсказуема и ожидаема.
Большинство перевозчиков, оказывающих транспортные услуги по Екатеринбургу и области, с автопарком в 1 – 2 единицы использовали вмененку. Доходность транспортной деятельности достаточно невысокая и невысокие страховые взносы позволяют существенно экономить. На междугородных маршрутах ситуация иная, там патент является более выгодным.
После отмены ЕНВД в 2021 году, перевозчики оказываются перед сложным выбором — какую систему налогообложения выбрать: ОСН, как правило, мелкому перевозчику не подходит. Много отчетности, необходимо содержать бухгалтера, вести весь учет самому, что требует временных затрат.
Переход на УСН с учетом "Доходы" приведет не только к оплате 40 000 тысяч в год страховых взносов, но и уплаты 6-7% налога от дохода. Это большая сумма, особенно с учетом невысокой маржинальности услуг в данной сфере. Доходность транспорта колеблется от 15 до 20%, а налог исчисляется от "грязного" дохода, это абсолютное грабительство.
В результате перевозчику необходимо сделать выбор между патентом или стать самозанятым. В третьем чтении Государственной Думой был принят законопроект No 973160-7. В нем внесено достаточно много изменений, но самое актуальное это возможность уменьшать стоимость патента на размер страховых взносов предпринимателя.
Это означает, что в 2021 году, предприниматель оплачивает стоимость патента в размере 7262 рубля (в расчет принята стоимость патента на услуги грузоперевозок в 2020 г.), а также 40874 рубля страховых взносов. В 2022 году, стоимость патента для данного предпринимателя будет уменьшена на размер уплаченных платежей. Так как стоимость патента в 5 раз меньше отчислений, то фактически, это приравнивает патент к текущей системе ЕНВД.
Если, сугубо для теоретического расчета, взять ежемесячный доход предпринимателя в размере 100 000 рублей в месяц, или 1 200 000 в год, в 2021 г., отчисления в страховые фонды составят 49 874 рубля. Также придется купить патент за 7262 рубля (цена указана за 2020 год). Итоговые затраты субъективно составят 57 136 рублей. В 2022 г., при сохранении прежней доходности, предприниматель заплатит страховые отчисления в размере 52211 р., стоимость самого патента уменьшится на 49874 рубля, если его цена не изменится к тому времени, платить за него не придется. Таким образом, затраты перевозчика будут составлять в 2021 году 57 136 рублей, а в 2022 году 52 211 рубля.
Если рассматривать самозанятость, то необходимо учесть, что переход на эту систему налогообложения не требует закрытия ИП, ФНС по моему запросу дала необходимые разъяснения. Таким образом, грузоперевозчик, оплачивая налог на профессиональную деятельность, получает возможность использования выставления кассовых чеков частным лицам, выставления счетов и актов юр лицам и ИП.
Предприниматели, выбравшие самозанятость, не оплачивают страховые взносы, и это дает некоторую экономию, но пенсионный стаж не исчисляется, об этом писалось ранее.
При переходе на самозанятость, предприниматель с условных 1 200 000 заплатит налог в размере 72 000 рублей за год, что значительно выше чем при ПСН, при этом не будут делаться отчисления на свой пенсионный счет. То есть, прослеживаем логику Правительства: НПД-шники налогов платят больше, а пенсия у них будет меньше. Шах и мат.
Возникает законный вопрос о налоговой оптимизации, на каком уровне доходности выгоден один режим, а на каком другой. Ведь услуги грузоперевозок, как было сказано ранее, не самая высоко маржинальная сфера.
Путем применения математических правил при решении пропорциональных уравнений, получаем следующие суммы: для 2021 года: 79 355,55 р. — ежемесячный, официальный подотчетный доход. Свыше этой суммы режим НПД теряет свою экономическую эффективность. Для 2022 года ежемесячный доход свыше 72 515,27 также приведет к чрезмерным тратам. Если официальный доход ниже этих сумм, есть смысл использовать НПД.
Таким образом, убеждаемся, что в Правительстве сидят далеко не глупые люди, которые прекрасно умеют считать деньги в чужих карманах.
Также, следует заметить, что режим НПД требуется лишь для работы с юридическими лицами, для оказания услуг населению он, в общем то, и не особо нужен.
условных Видео записано 18 декабря 2019 года. Законопроект № 973160-7, о котором идет речь, принят в ноябре 2020 года.