Смирнов Виталий Александрович
Назад к списку

Оказание транспортных услуг. Подводные камни для перевозчика

Планирование бизнеса

Данная статья ориентирована как для начинающих грузоперевозчиков, так и тем коллегам, которые занимающимся достаточно продолжительное время в данном бизнесе.

Грузоперевозки (независимо от своего вида) – это хозяйственная деятельность по оказанию транспортных услуг. Современную жизнь невозможно представить без транспорта, в нем нуждаются абсолютно все в той или иной мере. Легковой техники касаться не будем, тематика данного сайта www.20-66-744.ru ориентирована исключительно на услуги грузовых автомобилей. О них и пойдет речь в данной статье.


Итак, после того как возникла идея заняться транспортными услугами, следует в первую очередь проанализировать рынок. Необходимо понимание того, какие предприятия есть, какую продукцию выпускают, ее весогабаритные характеристики. Также необходимо проанализировать сектор сбыта. В конечном итоге, именно анализ мест предполагаемой загрузки в городе, а также его последующей разгрузки дадут понимание того, на каком автомобиле остановить свой выбор.

Следующим важным моментом грузоперевозок по городу является анализ дорожной сети и сервисного обслуживания автомобилей. В условиях низких цен, каждый по мере возможного старается произвести ремонт автомобиля самостоятельно, тем не менее, никто не застрахован от серьезных поломок. Оказаться в ситуации, когда в городе один-два фирменных автомагазина, и приходится ждать какую-нибудь деталь три недели по спецзаказу из Японии или Китая – не самая лучшая перспектива.

После полного анализа можно приобретать автомобиль. Я думаю нет смысла обсуждать, какой он будет: б/у или новый, а также марку, модель и кузовную надстройку. Это в каждом случае индивидуально. Все зависит от результатов конкретного экономического анализа рынка транспортных услуг. Например, Екатеринбург, как город тяжелой металлургии, подразумевает ориентирование на мало тоннажный транспорт, до 3 тонн, менее прибыльными будут услуги газелей с кузовом 3-4 метра.

Придется также оформить индивидуальное предпринимательство либо стать на учет как самозанятый. Грузоперевозки, как сфера услуг, подходят для получения данного статуса, и в Екатеринбурге этот спец режим активно используется. Более подробно о том, что выбрать рассказано в этой статье. По выбору организационно-правовой формы достаточно много публикаций в интернете, да и в общем, это предмет отдельного аналитического обзора.

После всех процедур: оформления ИП, открытия счета в банке, подготовки автомобиля к грузоперевозкам (да-да, вы все правильно поняли – купить грузовик – еще не означает, что вы можете начать работать, приготовьтесь вложить в него еще добрых 100 000 рублей на попутные расходы), пора приступать к поискам заказчиков и клиентов. Это далеко не так быстро происходит и будет занимать иногда 5% рабочего времени, а иногда 100% - и все безрезультатно. Необходимо набраться терпения: звонить, рассылать грамотные составленные коммерческие предложения, зарегистрироваться на биржах транспортных услуг и интернет-площадках для подачи объявлений.

Особо необходимо отметить несколько чрезвычайно важных и главных моментов.

Во-первых, перед заключением сделки, необходимо провести математический анализ – и при общении с заказчиком назначать цену – не ниже суммы затрат плюс ваш личный доход. В противном случае работа станет убыточной. На сайте транспортной компании Екатеринбурга ИП Смирнов В. А. этому посвящена отдельная статья, с которой советуем обязательно ознакомиться. При этом, затраты должны быть посчитаны полностью, от бензина, до мобильной связи и транспортного налога.

Путевой лист

Должен сказать, что путевой лист является обязательным документом для перевозчика, независимо от того, занимается транспортная компания грузоперевозками или перевозит пассажиров. Об этом написано в Уставе Автомобильного Транспорта (Статья 6: «Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство»). Кроме того, если перевозчик выбрал ОСНО, как организационно-правовую форму, этот документ позволит списывать топливо и отчитываться перед налоговой.

Для транспортной компании, ведение путевого листа означает необходимость как минимум, журнала учета путевых листов. Также придется заключить договор:

  1.  С медицинским учреждением на проведение предрейсовых проверок здоровья водителя.
  2. С организацией, осуществляющей проверку технического состояния автомобиля. 
Транспортные казусы

Случаются такие моменты в деятельности транспортной компании, когда заказчик звонит, и просит загрузиться на значительном расстоянии и, собственно, привезти груз. Например, когда необходимо уехать из Екатеринбурга в Челябинск, там загрузиться и вернуться назад. В такой ситуации, необходимо обязательно предусматривать: всегда существует вероятность того, что загрузка займет больше времени, чем изначально планировалось, и соответственно, необходимо иметь как минимум запас продуктов и других предметов первой необходимости. И никто не дает гарантии, что по приезду на место погрузки, либо в процессе движения, что-то не поменяется. Например, выяснится, что груз больше по своим геометрическим размерам или весу, в результате чего оказать транспортные услуги невозможно в конкретно данном случае. В итоге налицо факт порожнего пробега. Устав Автомобильного Транспорта, в таких случаях предусматривает оплату 20% от стоимости фрахта, но лучше в транспортной заявке, в таких случаях прописывать сумму неустойки за порожний прогон.

Неоплата оказанных услуг

Бывают такие моменты как неоплата перевозки транспортной компании. Собственно, это единственное, к чему сводятся те или иные действия заказчика, как и перевозчика.

Здесь необходимо учесть несколько факторов. Во-первых, предприятия малого и среднего бизнеса, как правило, назначают некие «платежные дни», в которые производят расчеты.

Во-вторых, бухгалтерии, для произведения оплаты – необходимы документы – то есть оригиналы бухгалтерских документов, документов, подтверждающих сдачу груза и отсутствие претензий со стороны получателя (ТТН, транспортные накладные) либо документы, подтверждающие отправку оригиналов (почтовая квитанция).
В-третьих, если работа взята через транспортную компанию, посредника в цепочке услуг, придется ждать, когда деньги сперва получит посредник, а затем уже они дойдут до перевозчика.

Таким образом, еще на стадии планирования, необходимо учитывать необходимость "финансовой подушки" на некоторый период. И только спустя примерно 1 месяц, начнутся денежные поступления.

В-четвертых, документы должны быть грамотно оформлены. Во всех графах, где положены печати и росписи – они должны быть, обязательно заполнены графы даты и времени прибытия и убытия на места погрузо-разгрузочных работ. Это позволит избежать ситуации, когда заказчик или просто игнорирует оплату, утверждая, что раз нет печати получателя, значит груз не доставлен, а также уменьшения суммы фрахта за якобы имеющее место «опоздание», отсутствие которого подтвердить нечем.
В-пятых, перевозчик (транспортная компания Екатеринбурга) должен всегда иметь на руках экземпляр подписанного акта выполненных работ, которым заказчик подтверждает, что он работу принял и не имеет претензий к ее выполнению.
Кроме того, в случае каких-либо судебных разбирательств, у перевозчика также на руках должен быть экземпляр товарно-транспортной накладной с подписями и печатями грузополучателя.
Еще одним обязательным документам является подписанная Заявка как приложение к Договору, который также должен быть подписан, либо разовая Договор-Заявка, которая по сути совмещает в себе два документа воедино. 

Юридические нюансы транспортных услуг

При заключении договора на оказание транспортных услуг, стоит уделить особое внимание ценовой политике и штрафным санкциям. Например, в условиях крупного областного центра Екатеринбурга – это может быть работа в отдаленном районе города. Если у перевозчика есть определенные сомнения, касательно платежеспособности контрагента, то стоит прописать процент, который будет начисляться заказчику за каждые сутки неоплаты перевозки.
Также в договоре на оказание транспортных услуг необходимо сделать пометку, что заказчик обязан подписать акт выполненных работ в течение 2-3 дней. При этом и в договоре, и в самом акте неплохо бы иметь фразу «Данный акт, подписанный и переданный по электронной и факсимильной связи, признается обеими Сторонами как надлежаще оформленный и имеющий юридическую силу до обмена подлинными экземплярами». После выполнения работы и отправки отчетных документов заказчику, необходимо в кратчайшее время получить по электронной почте скан подписанного акта.
Обязанности Перевозчика и его ответственность перед Заказчиком. Лучше эти пункты изучить более тщательно. В частности, там может быть прописана полная материальная ответственность, приемка товара согласно номенклатуры, ошибки в экспедиционной деятельности.
Оформление документов возложено на грузоотправителя, но будет не лишним это также указать в договоре.
Стоимость услуг, сроки оплаты, особенности налогового учета (с НДС или без НДС) – все это также должно включено в текст.
Все, что касается «индивидуального подхода» к клиенту должно быть отмечено в договоре, так как в последующем это может привести к серьезным финансовым потерям.

При заключении договора на оказании услуг необходимо всегда проверять платежеспособность контрагентов, для этого сейчас существеут очень много сервисов. Интернет-биржи грузов ведут личный рейтинг каждого зарегистрированного там участника. Если есть подозрения, транспортные услуги необходимо оказаны лишь после предоплаты. 

Пломбировка кузова при грузоперевозках

Согласно Устава Автомобильного Транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12), перевозчик, при оказании транспортных услуг, освобождался от ответственности за недостачу, утрату или повреждение груза, когда «груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - с исправными защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя».
В современной редакции закона 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», эта статья была убрана. Вместо нее включили текст: «Если вследствие повреждения (порчи) груза в процессе перевозки исключается возможность использования груза по прямому назначению, грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в соответствии с частью 7 статьи 34 настоящего Федерального закона».
Таким образом, опломбирование кузова никоим образом не спасает Перевозчика от рисков финансовой ответственности как по Екатеринбургу, так и по все РФ, тем не менее, грамотный перевозчик будет использовать в своем бизнесе только персонал, который обладает необходимыми навыками и знаниями, чтобы принять груз согласно качества и количества, и перевезти его и сдать клиенту, в неповрежденном состоянии.