Смирнов Виталий Александрович
Назад к списку

Оптимизация налогового бремени грузоперевозчика. Самозанятость, ИП на ЕНВД, ИП на «Доходах»

С 1 января 2019 года законом №551845-7 в ряде регионов России (Москва, Московская и Калужская области и Республика Татарстан) был введен в тестовом варианте специальный налоговый режим, известный как «Самозанятость». Что это такое?
В общих чертах, с целью вывода определенного числа людей, занимающихся «серым» бизнесом из тени, государство предложило им легализоваться по упрощенной схеме, с минимальным оформлением документов и без сдачи отчетности. При этом, налог платится только по факту получения дохода. Если дохода нет (так называемое «рабочее затишье»), то и налоговых платежей нет. Более подробно о данном законопроекте можно прочитать по ЭТОЙ ссылке.



С 1 января 2020 года, в связи с определенным успехом выше обозначенной программы, правительство РФ решило расширить поле деятельности данного законопроекта еще на 19 регионов, в том числе и Свердловской области.

В связи с этим, многие перевозчики начали задумываться об оптимизации налоговой нагрузки, а также возможном оформлении самозанятости, либо о переходе на нее с ЕНВД. Не будем отрицать тот факт, что грузоперевозки — это достаточно сезонная работа, и платить «вмененку» в период отсутствия доходов особого желания нет.

Между тем, любая оптимизация затрат должна быть обоснованной, давайте взглянем на цифры.Предлагаю сделать простой расчет оптимизации налоговой нагрузки грузоперевозок в следующих условиях: имеется свой транспорт в Екатеринбурге, определенная клиентура, и владелец получает стабильный доход в размере 7000 руб в сутки. Работает он в основном с «юриками» (Юридические лица — прим автора). При полной нагрузке, т. е. 22 дня в месяц, он заработает 154 000, ФНС выставит счет на 9240 руб, то есть при годовой работе сумма налоговых отчислений составит 110 880 руб. Для сравнения, при работе с физ лицами, налоговая нагрузка составит 6 160 рублей, то есть 73 920 рублей в год.

В то же время, при работе на «вмененке», налоговая нагрузка в 2020 году 40 874 рубля, плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб. Итак, рассчитываем: 1% от суммы составит 15 480 рублей + 40 874 рубля = 56 354 рубля. А это 49% экономия.Второе сравнение: ИП на «доходах». При общих равных платежах, сумма налоговых отчислений составит также 110 880 руб, но при этом 40 874 будет выплачено в медицинский и пенсионный фонды, а в казну пойдет лишь 70 006 руб.

Что это означает? Это означает, что при выходе на пенсию, у лица, оформившего «самозанятость», в нашем случае – грузоперевозчика по Екатеринбургу и области, возникнут определенные проблемы. В пенсионном фонде ему скажут, что при оказании транспортных услуг он отчислений не производил, а значит и государство ему ничего не должноВот такие грустные мысли навевают подобные расчеты. К сожалению, жизнь в нашей стране так устроена, что под видом «хорошей идеи» и заботе о народе, людям связывают руки стандартными налогами, при этом государство избавляется от необходимости содержать «самозанятых пенсионеров» в дальнейшем. Шах и мат.

С 1 января 2020 года, упрощенный режим вмененного дохода отменяется, и всем, кто занимается транспортными услугами и чувствует себя более или менее уверенно, придется решать свою дальнейшую судьбу. Они могут перейти на ОСНО, ИП на «доходы» или «доходы минус расходы», либо получить статус «самозянятого». В последнем случае им не придется покупать онлайн-кассы и не придется получать пенсию. В остальных случаях — их ждут финансовые затраты на приобретение доп. оборудования, потери времени и денег на бухгалтерию и отчетность.

Надежды на смягчение налоговой нагрузки в грузоперевозках, например, выплатой в казну государства 6% за минусом 40 874 рублей, либо уменьшением налогов до 2 — 4 % определенно не светят. «Самозянятые» — то есть те, кто сами своим горбом зарабатывают себе на хлеб, фактически приравниваются к обычным «ипэшникам», только последние могут нанять работников, у них боле солидный статус, да и договора оформлять с юридическими лицами им проще, а «самозянятые» должны работать самостоятельно. В этом есть социальная несправедливость.

Глобальная эпидемия 2020 года, когда нефть в цене упала, а коронавирусная лихорадка начала трясти весь мир, в том числе и Российскую Федерацию, решения Правительства показали его истинное отношение к данному социально-экономическому слою налогоплательщиков.

Банки, малый бизнес, получили от правительства какие-то преференции. Да, это по большому счету голословная помощь. По факту народ за два месяца обнищал как за полгода войны, тем не менее, что-то они получили. Отсрочки налоговых платежей, кредиты под малый процент, банковские каникулы – одним словом, деньги в долг от государства с намеком: «сегодня налоги в бюджет не плати, но через полгода ваши платежи будут больше, имейте ввиду!» – серьезной помощью сектору транспортных услуг это назвать сложно.

А что дали «самозанятым» грузоперевозчикам? Ведь это одна из самых незащищенных прослоек населения. Законопроект изначально был сырой, непродуманный, и отношение государства в кризисной ситуации показало их реальное отношение к данной категории налогоплательщиков.Как изменились доходы «самозанятых» в условиях глобального кризиса 2020 года? Да их деятельность «просела» полностью. Дизайн, репетиторство, фриланс, грузоперевозки, интернет-заработки, сдача жилья в аренду – они это зависимо от внешних факторов: количество живых денег у населения, сотрудничества с фирмами, которые фактически оказались на кромке выживания, и им явно не до оплаты услуг «внештатных сотрудников». И что им делать? Пойти на биржу труда? Но они находятся на спец режиме, а значит не являются безработными. Хотят получать денежную сумму в размере одного минимального размера оплаты труда по безработице – необходимо сняться с учета. А если еще оформлено ИП (а иначе нет возможности выставлять счета), пожалуйста, закройте его, и будет счастье в размере 12 130 рублей в месяц.

А большего ждать не приходится. Никто не будет ничем помогать. Налоговую нагрузку государство уменьшать не спешит, льготное кредитование «самозанятым» грузоперевозчикам не положено – только на усмотрение банков, как для обычных «физиков».

Иными словами, «самозанятые» - это никто. Это дойная корова государства, назначение которой – закрывать дыру в бюджете. И если данный статус еще не получен – следует очень хорошо подумать, насколько он нужен перевозчику для оказания транспортных услуг. Стоит ли эта кабала и подобное отношение власти, тех жертв, на которые вынуждают пойти.

Таким образом, грамотная налоговая оптимизация в секторе транспортных услуг требует аналитического подхода, значительного объема статистических данных и объективной понимания текущей ситуации. В противном случае существует определенный риск не верной оценки платежей с последующими финансовыми затратами грузоперевозчика. Кроме того, не забываем, что в современных условиях, подсунуть дрянь в красивой конфетной обложке – настоящий маркетинговый ход, и, как показывает, жизнь, наше правительство не плохо овладело этим искусством.