Назад к списку

Выгодно ли покупать патент, чтобы заниматься грузоперевозками на ГАЗели?

Общая информация по ПСН в разрезе грузоперевозок

Патентная система выглядит, наверное, самой привлекательной в грузоперевозках.

Патент – это:

  1. Минимум отчетности (Книга доходов).

  2. Наличие ИП.
  3. Минимум затрат.
  4. Возможность рассчитать налоговую нагрузку наперед.
  5. Возможность нанимать сотрудников.

Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу; (ссылка)

Таким образом, согласно Федерального Законодательства, грузоперевозками могут заниматься только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Анализ

Любой бизнес ставит задачу получение прибыли, то есть минимизацию затрат. Налоговые отчисления – затраты, и нет ничего противозаконного в желании оптимизировать данную статью расходов.

Отсутствие бухгалтерской отчетности сводит к минимуму вероятность выездной проверки ФНС. Вести книгу учета доходов может и сам ИП. Это делается в электронном виде, а в конце года распечатывается и прошнуровывается. Сдавать в налоговую не нужно, требуется только при проверке ФНС.

Также стоит отметить, что, если у перевозчика один-два или пять автомобилей, интереса к нему у налоговой не будет абсолютно. Не та сошка, не теми оборотами оперирует, чтобы вызывать любопытство силовиков. А если выездная проверка придет, она найдет до чего докопаться. В любом случае КУД вести надо в том или ином виде. В крайнем случае, иметь полный учет всех поступлений, от кого, когда и за какую работу оплата произведена.

Другая отчетность, кроме КУДа, отсутствует.

Патент позволяет содержать до 15 человек персонала. Без проблем можно приобрести патент на грузоперевозки газелями, допустим, на 2 или на 5 автомобилей. Стоимость патента в Екатеринбурге на 1 ТС составляет 8391 рубль, на 2 автомобиля 16 783, на пять - 41 957 руб. Можно организовать небольшое автотранспортное предприятие. Если будет большой штат сотрудников, скорее всего придется пользоваться услугами бухгалтерии, пусть и на аутсорсинге, хотя бы для начисления официальной зарплаты.

Экономическое обоснование

Во времена использования ЕНВД (до 31.12.2020 года), стоимость патента уплачивалась наравне со страховыми отчислениями. После отмены ЕНВД, стоимость патента можно зачесть в стоимость страховых платежей.

Что это означает? Если стоимость патента за отчетный период меньше страховых отчислений за этот же период, то его оплачивать не надо. Пишется заявление на получение патента, после уплаты страховых платежей – заявление на принятие взаимозачета его стоимости. Единственное условие, к моменту оплаты патента, страховые платежи уже должны быть уплачены.

Получается, патентная система в грузоперевозках – аналог ЕНВД. Мы же живем в России: одно отменяем, придумываем аналог отмененного.

Таким образом, стоимость ПСН на один автомобиль ограничивается страховыми платежами, их сумма известна заранее. 43 211 - это 10 802 руб/квартал или 3600 руб/мес. Если автомобиль зарабатывает, допустим, 8 000 рублей/день, за месяц на УСН или НПД необходимо уплатить 10 560 руб. налогов. Что лучше, заплатить 10 560 или 3 600 руб.?

Для пяти автомобилей ситуация опционально меняется:

  1. Уплата страховых отчислений: 43 211 руб.
  2. Покупка одного патента на 5 единица техники: 0 руб., так как стоимость патента в 41 957 руб. принимается в зачет уплаченных страховых платежей.
  3. Зарплатный фонд на второго сотрудника, при его наличии. Скажем прямо, официально работают далеко не все, да и соглашаются официально принимать на работу, тоже, далеко не все.

Для шести газелей стоимость страховых платежей уже не покроет стоимость патента, его придется частично оплачивать двумя платежами. Общая стоимость составит 50 349 руб., из которых 43 211 – страховые отчисления.

Страховые отчисления

Страховые отчисления состоят из взносов на медицинское страхование (8 766 руб.) и пенсионное (34 445 руб.) страхование. Оплачивать их можно одним платежом, двумя или четырьмя. Лучше это делать последним способом – до 15 числа месяца, следующего за кварталом: 15 апреля, июня, октября и декабря. Необходимо помнить, для принятия патента в зачет платежей, последние должны быть уплачены.

Общее правило таково: е

Если патент приобретается на срок более 6 месяцев, то:

  1. 1/3 стоимости патента уплачивается в течение 90 дней.
  2. 2/3 до последнего дня действия патента.

Если патент приобретается на меньший срок – одним платежом до последнего дня действия патента.

Таким образом, для максимальной экономии, при покупке патента на год, срок первого платежа страховых отчислений – до 30 (29) марта. Затем пишется заявление в налоговую, и собственно, дальше взносы оплачиваются в стандартном графике.

Декларации

При ПСН декларации не подаются, поскольку патент подразумевает полную оплату всей налоговой нагрузки. В связи с тем, что ПСН совмещается, как правило, с УСН, то в конце года подается годовая декларация.

Недостатки

К сожалению, деятельность патента ограничивается тем регионом, в котором он куплен. Иными словами, нельзя приобрести патент ну грузоперевозки в Москве, а работать по нему в Челябинске. Но мы живем в России, у нас, если нельзя, но очень хочется, то можно. Если транспортная компания имеет постоянный офис, стоянку, ремонтную базу, то он подвижной состав считается работающим именно по месту постоянного дислоцирования. И чтобы у ФНС не было повода пустить кровь и свернуть жилы, необходимо в договорах на перевозку указывать место составления – г. Москва. Например, в шапке: «Договор-Заявка на перевозку грузов автомобильным транспортом No*** от **.**.**22 года», ниже: г. Москва, ниже условия перевозки и тело Договора. В таком случае, если начнется выездная проверка, и все документы будут на руках, претензий не будет.

Выводы

ПСН – достаточно выгодная система налогообложения при грузоперевозках на ГАЗели, но только при значительных объемах работы. Выигранный тендер, наработанная постоянная база заказчиков, устойчивая экономическая ситуация предполагают переход на патент. В противоположном случае, то есть когда ежемесячный официальный доход составляет менее 60 000 руб., смысла в ПСН нет и стоит подумать о переходе на режим НПД, о котором читаем здесь.