Смирнов Виталий Александрович
Назад к списку

Планирование бизнеса: наемный транспорт & транспорт предприятия

Автомобильный транспорт — жизненно важен для любого бизнеса, кроме услуг копирайтинга и фриланса. Для промышленности он — ключевой фактор. Если систему сбыта можно наладить по принципу "самовывоз", то функция доставки сырья на производство полностью ложится на автотранспорт предприятия. Сталкиваясь с подобными ситуациями, многие приходят к выводу, о необходимости приобретения грузового автомобиля на баланс организации, для выполнения подобных задач. Насколько это рентабельно? Действительно ли свой транспорт — лучшее решение?


Когда транспорт в собственности, появляется ряд проблем организационного и материально-технического плана. Самая большая финансовая нагрузка — покупка самого автомобиля. Даже обычная стандартная газель в нулевой комплектации стоит почти миллион рублей. А что такое газель? Это транспорт, требующий надежных рук, и  постоянного контроля технического состояния, иначе он быстро перестанет функционировать!

Согласно законодательству, на каждом автопредприятии должен быть:

1) Инженер по БДД (196-ФЗ).

2) Механик-контролер

3) Медработник. 

Последние два пункта можно вынести на аутсорсинг, что многие и делают, но с инженером по БДД сложнее. Любая проверка за это зацепится, а они на производственном предприятии — нормальное явление. Необходимо следить за работой водителя, за движением ГСМ. Приобретая запчасти, допустим комплект шин, возникает вопрос: а почему покупка необходима именно сейчас? Это фактор естественного износа или небрежность водителя, который не следил за давлением в шинах, неаккуратно езди по плохой дороге и "цеплял" бордюры на поворотах?

За водителем необходим постоянный контроль, ибо в крупных городах "пошабашить" за копейку тайком от хозяина — милое дело. Придется постоянно быть на связи с водителем, или устанавливать спутниковую навигацию на автомобили. Это требует финансовых затрат.

Большинство предприятий работает на основной системе налогообложения, и автотранспорт, как далеко не самая мало затратная графа бюджета, может регулярно приносить налоговый вычет: по лизингу, топливу. По остальным пунктам, таким как приобретение запасных частей, будет сложнее, так как далеко не все водители достаточно дисциплинированы для отчетной работы. А значит необходима дополнительная нагрузка на материально-техническую службу.

Отсутствие личной заинтересованности приведет к тому что водитель не будет заниматься "оптимизацией" маршрута, сокращать пробеги. Максимум, что можно добиться, это объезда пробок. И то, где можно проехать по городу и срезать 30-40 км, он поедет по окружной. По факту, будет выигрыш по времени минут 15-20, зато материальные затраты возрастут.

Необходимо учесть, что России очень высокий зарплатный фонд, достигающий 40-50%. Таким образом, при сохранении "белой зарплаты", адекватная оплата труда водителя выльется в круглую копеечку.

Обычные ипэшники, владеющие одним автомобилем, все находятся на спец режиме ЕНВД. Это позволяет им выгодно заниматься своей деятельностью. Фактически, раз в квартал уплачивая налоговые платежи, они практически полностью освобождены от налоговой нагрузки.

Грамотные перевозчики, ориентированные на долгосрочные партнерские отношения, адекватно оценивают свой труд, и проблемы заказчиков. Например, можно договориться об отсрочке платежа. Кроме того, индивидуальный предприниматель на газели, который оказывает транспортные услуги, включает в затраты как непосредственные транспортные издержки, так и свою зарплату. Обычно это 1500 – 2000 за полную смену, то есть 187-250 руб/час. Вполне адекватная стоимость по современным меркам. Если считать по максимуму, то месячная зарплата "наемника" составляет 40 593,83. При "белой зарплате" своего водителя в 28 000 рублей, общее отчисления из бюджета предприятия выльются в 40 000, не забываем про страховые отчисления!!!

При использовании транспорта все заправляются на одних заправках и покупают запчасти в одних и тех же магазинах. Это означает, что при покупке газели на свое предприятие, вам придется точно также нести все затраты, что и несет обычный ипэшник. Никакой, очевидно, выгоды от приобретения автомобиля, по факту, нет. Покупка шин, заправка газом или дизельным топливом, приобретение запасных частей — все будет происходить по одинаковым схемам. Если индивидуальный предприниматель заинтересован в экономности и практичности, он будет самостоятельно производить весь мелкий ремонт, а при содержании личного транспорта придется раскошеливаться на сервисные услуги. Кстати, это высокая статья расходов на самом деле. Можно купить автомобиль в лизинг, и по окончании срока лизинга, скинуть его на вторичный рынок или вернуть владельцу, пока он не начал "сыпаться". Но этот вариант надо просчитывать, поскольку годовое обесценивание автомобиля в этом случае должно соответствовать годовому пробегу, в противном случае данный манёвр не принесет экономического эффекта.

Таким образом, можно подвести следующий итог: при планировании бизнеса, крайне рекомендуется или делать грамотный расчет экономический расчет эффективности приобретения автомобиля и своих сил, либо выставить транспортный вопрос на аутсорсинг и привлечь одного или двух трех индивидуальных предпринимателей к оказанию транспортных услуг. Заключить с ними договора, где прописать все ключевые пункты по срокам, ответственности и так далее. Если у данных предпринимателей один-два своих автомобиля — их затраты минимальны, значит и минимальна стоимость для заказчика. Даже если на первый взгляд кажется, что цена дорогая — это не так.