Многие индивидуальные предприниматели задаются вопросом касательно путевых листов — нужно им их оформлять или нет? С одной стороны, они все частники, ездят сами на своей газели или ивеко, никого не нанимают. Зачем им это нужно, лишние головные боли с механиком, медиком, бумажная волокита, тем более что этот путевой лист, по большому счету, никому и не нужен, тем более если применяется упрощенная система налогообложения ЕНВД.
Чтобы ответить на этот вопрос, следует открыть 259 ФЗ: "Устав автомобильного и городского электрического транспорта". В Статье 6 "Путевые листы", пункт 2 сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. За отсутствие путевого листа для ИП также прописана ответственность в административном кодексе РФ.
В данном требовании присутствуют понятия: “Путевой лист”, “Грузы”. Багажа, пассажиров и пассажирского транспорта касаться не будем, так как тематика данного сайта — грузоперевозки. Данные понятия прописаны в статье 2 этого же закона.
Груз — это материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке.
Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Таким образом становится понятно, что путевой лист необходим всегда, при перевозке "... груза, принятого в установленном порядке ". Что это за порядок? Какой он? Где прописан?
Ответы на эти вопросы даны в тексте 259 ФЗ. Для перевозки грузов ИП необходимо заключить договор перевозки (Постановление Правительства РФ № 272 п. 6). В данном договоре прописываются все реквизиты участников отношений, описывается груз, условия перевозки, маршрут, условия и способы оплаты. На груз выдаются соответствующие документы — транспортная накладная установленного образца. Ее наличие как раз и подтверждает наличие договора перевозки груза. При этом замечу, что осуществление коммерческой перевозки без данного договора приравнивается к незаконной коммерческой деятельности, а сам факт "коммерции", то есть финансового вознаграждения, может быть и не прописан. Без заключения договора никто не обязан производить оплату.
Таким образом, ключевыми понятиями является наличие двух участников правоотношений: перевозчика и его заказчика (фрахтователя). Таким образом, выстраивается следующая цепочка правоотношений: Заказчик и перевозчик (ИП) заключают договор на перевозку груза (заказчика или третьего лица), при этом перевозчику выдается транспортная накладная на данный груз. Иными словами, перевозчик перевозит чужой груз, вверенный ему по доверенности.
Никто не может гарантировать, что на погрузку будет подано исправное транспортной средство, и физическое состояние водителя будет позволять ему осуществить перевозку. Для регулирования этих ключевых моментов и был введен путевой лист, требование его использования и ответственность за уклонение от этих правил.
Кроме того, использование путевого листа для ИП влечет за собой дополнительные проблемы. Сам по себе формат путевого листа нигде не прописан, более того, он может быть разработан перевозчиком самостоятельно, главное — наличие всех реквизитов на нем. Но обязательны отметки медицинского работника о допущении водителя (даже если последним является сам индивидуальный предприниматель) и механика. Если в штате перевозчика нет соответствующих работников, ему придется заключать договор оказание соответствующих услуг со сторонними организациями.
Как правило, произвести переобучение работника на должность механикадля ИП по выпуску особых проблем не составляет, а вот к медицинским работникам повышенные требования - к их образованию, к порядку проведения осмотра водителя, даже кабинет, где проводится проверка, должен быть сертифицирован.
Поэтому, требование работника ГИБДД предъявить документы на груз — дают ему основание полагать наличие заключенного договора на перевозку груза, а значит, согласно требованиям Правил, потребовать предъявить путевой лист.
Кстати, за не полностью оформленный путевой лист для ИП (например отсутствие штампа и росписи медицинского работника) положен штраф на перевозчика (индивидуального предпринимателя), в разы более чем штраф за отсутствие путевого листа. Так, за его отсутствие работник ГИБДД выпишет протокол на 500 рублей, а вот за некорректно заполненный от 3000 до 30000 рублей. Но факт отсутствия путевого листа может послужить поводом для транспортной проверки перевозчика надзорными органами, а вот они уже могут выписать штраф до 100 000 рублей.