Смирнов Виталий Александрович
Назад к списку

Коммерческая эффективность грузового автомобиля. Современные реалии

Многие задумываются о приобретении грузового автомобиля, как о средстве заработка, поднятии бизнеса. Насколько актуальна данная бизнес-идея и стоит ли вкладываться в это предприятие? После развала Союза многие приобретали технику. Люди жили по понятиям советских времен, а образ мышления, необходимый в условиях агрессивной рыночной экономики не был сформирован. Как результат, были возможности купить грузовик по постсоветским ценам, отбить его в кратчайшие сроки, и дальше он приносил голую прибыль. Такая ситуация наблюдалась как на междугородных маршрутах, так и на городских направлениях.


Постепенно ситуация начала меняться. Во-первых, невысокая цена вхождения в рынок привела к переизбытку "случайных" людей в транспортном секторе. При этом, качество услуг продолжает хромать на обе коленки. Люди привыкли, что их работа сводится только к управлению автомобиля, без ответственности за груз. В "мохнатые" времена это работало, однако сейчас поменялась нормативная база, другая жизнь, иная экономическая ситуация.

Не стоит забывать, изменение экономической политики отозвалось во всех сферах жизни. Поменялись законы, изменился образ мышления. Цифровизация достигла нового уровня, налоговая инспекция обладает большими возможностями. Раньше понятие "налог" существовало только на бумаге, сейчас вызов в ФНС возможен по любому поводу. Можно какое-то время игнорировать их, но, как показывает практика, налоговики блокируют без лишних разговоров все счета человека. Спорить с ними смысла особого нет, свою правду им не доказать, а законы, как известно, написаны не для людей.

Общая тенденция в экономике действует по одному правилу: найди лоха и раскрути его по полной. Соответственно, при низкой конкуренции цены очень высокие, а при высокой конкуренции — низкая рентабельность.

Сейчас в грузоперевозках наблюдается подобная картина. Если "низкий порог вхождения" в бизнес исправлен (цены на газель выросли в 2-2,5 раза. Если раньше было возможно купить автомобиль за 400 – 600 тысяч, то сейчас стоимость в минимальной комплектации начинается от 900 т.р.) При этом, чтобы "довести до ума" придется потратить еще порядка 100 т.р., подробнее - в статье.

Высокая конкуренция и низкий интеллектуальный потенциал частного сектора грузоперевозок привел к расцвету большого количества транспортно-экспедиционных компаний и появлению категории перевозчиков, называемых "дармовозами". Это люди, оказывающие услуги ниже себестоимости эксплуатации транспорта. Их удел вечно ныть, и, по итогу, продать транспорт, на содержание которого нет средств. Тем не менее, всегда находится очередной дурак и история повторяется.

Транспортно-экспедиционные компании продают свои услуги с оплатой только в одну сторону и ниже рыночных цен. Им также выгодно пользоваться услугами дешевых перевозчиков. Никакой речи об ответственности нет, юридически за груз отвечает перевозчик, а ипэшник за свою деятельность отвечает всем своим имуществом.

Частные заказчики, разбалованные возможностями сети Интернет, готовы потратить два дня на поиски автомобиля, только ради того, чтобы сэкономить две-три пачки сигарет. Очевидно, время дешевле денег. Как результат, есть смысл приобретать автомобиль только при наличии постоянных заказчиков, коих раз-два и обчелся. В городе Екатеринбург, например, приходится на одного перевозчика (включая диспетчеров и крупных транспортных компаний) всего 40 предприятий, и далеко не каждому из них требуются транспортные услуги каждый день.

По большому счету, рентабельность грузоперевозок колеблется от 8 до 25 % в зависимости от ценовой политики перевозчика и категории автомобиля. К примеру, минимальная газель имеет не высокую стоимость и долгую окупаемость, и это только при условии работы по ценам "чуть выше средне рыночных". Если же он оказывает услуги по бросовым ценам — то рентабельность отрицательная, и никакого смысла в этой хозяйственной деятельности нет.

Если у читателя также есть мысли заняться грузоперевозками, могу дать только один умный совет: сперва найдите клиентуру и постоянных заказчиков, и лишь после ввязывайтесь в эту авантюру, иначе не стоит этим заниматься.